Как не остаться в зеркале заднего вида электромобиля
Стоит ли ожидать внешних санкций, чтобы сделать рывок в освоении технологий?
Наблюдая тенденции экономического развития, особенно в нашем государстве, можно утвердиться во мнении, что до тех пор, пока проблема не возникнет с особой остротой и не потребует незамедлительного решения, ни правительственные, ни бюрократические, ни бизнес структуры не ищут новых прогрессивных решений, не готовы проявлять инициативу и ориентировать экономику на будущее, выстраивая бизнес на перспективу.
Ярким примером тому может служить ситуация в сельском хозяйстве России. Во времена СССР и в послеперестроечные годы считалось, что сельское хозяйство в России — это чёрная дыра. Сколько средств не инвестируй, отдачи не будет. Поднять эту важную для государства отрасль экономики годами было невозможно.
Торговой отрасли наибольшую выгоду приносили закупки, в том числе и продовольственных товаров, за рубежом, что позволяло жить не напрягаясь, несмотря на слабо развитый сектор сельского хозяйства и производства собственных продуктов питания. Только санкции 2014 года и ответные контрсанкции заставили бюрократический аппарат и бизнес прийти в движение. В течении последних шести лет мы наблюдаем гигантский скачок в развитии сельского хозяйства России, в результате которого страна из «хронического» импортера сельскохозяйственной продукции постепенно превращается в экспортера.
Ситуация в сельском хозяйстве — это пример вынужденной модернизации и развития. Аналогичная ситуация сложилась и в авиастроении. В результате санкций со стороны США и запрета на поставку критически важных компонентов и материалов, российская промышленность вынужденно приступила к импортозамещению. Но любое замещение импортных комплектующих, материалов и технологий требует времени, что существенно тормозит процесс вывода готовых изделий на рынок и снижает конкурентные возможности российской продукции.
Стоит ли ожидать внешних санкций, чтобы сделать рывок в освоении технологий?
Рассмотрим для примера ситуацию в Китае. Внедряясь в новые технологические проекты, китайский бизнес всегда ставит вопрос о полном доступе к технологиям. Кроме того, как известно уже всем, китайские производители просто стараются купить какое-то изделие в единичном экземпляре или очень маленькой партией, и через какое-то время появляется «китайский клон».
Инвестировать китайские компании также в основном стараются в высокотехнологические западные и американские компании, чтобы получить полный доступ к технологиям и компетенциям.
Конечно, подобная практика не может приветствоваться в рамках международной экономической этики, но такие методы работы Китая позволили на современнейшем уровне модернизировать страну: китайские товары, в том числе и высокотехнологичные, занимают все большую долю рынка, что приводит к потере рабочих мест в развитых странах, включая Россию.
Для любого государства применима аксиома: чтобы сохранять передовые позиции экономически высокоразвитого государства, оно обязано владеть передовыми технологиями и компетенциями, особенно важно это для такого большого и мощного государства, как Россия.
Очередной актуальный виток научно-технологической революции затрагивает основы экономики России, её экспортный потенциал. По итогам 2019 года из 419 млрд. долларов экспортных доходов России 60% обеспечили три товара: сырая нефть (121,4 млрд долларов), нефтепродукты (66,9 млрд долларов) и природный газ (19 млрд долларов). Половина этих поступлений пришла из Европы, где доля российской нефти в потреблении достигает 30%, а газа — 40%.
Такой односторонний ориентир в основном на ископаемое топливо ущербен для экономики России, что уже в ближайшие годы приведет к серьезным проблемам в российском бюджете и его способности финансировать социальные программы. Время на модернизацию экономики сократилось, падение цен на нефть, газ и другое сырье мы наблюдаем уже сейчас. Затраченные десятки миллиардов долларов на различные трубопроводы оказались неэффективным вложением, поскольку трубопроводы не работают на полную мощность или простаивают пустые, как, например, «Голубой поток» в Турцию.
Планы и предпринимаемые действия ЕС по отказу от ископаемого топлива к 2050 году демонстрируют отчетливо, что в ближайшие 20-30 лет потребность в нем резко сократится.
И если до сих пор о запрете на газ не говорят конкретно и однозначно, то приговор использованию нефти и нефтепродуктов вынесен и будет приведен в исполнение в ближайшее время по мере широкого перехода на электрическую тягу. И этот процесс уже запущен. К примеру, в США в 2019 году было продано свыше 200 000 электромобилей, в то время как в России — немногим больше 200.
Можно возразить, что электрокары занимают сейчас незначительную долю в общем объеме зарегистрированных автомобилей, что необходимы серьезные инвестиции в строительство сетей зарядных станций и увеличение электрогенерации. Можно приводить доводы, что солнечная и ветровая электрогенерации по своей природе не могут работать в базовом режиме, и на их основе нельзя построить гарантированное электроснабжение, поэтому газ будет нужен всегда и везде.
Даже учитывая все эти факторы, уже многие страны приняли решение о запрете производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2025-2030–2035 годов. Тенденция просматривается однозначно, и именно поэтому мировые автомобильные концерны один за другим начали выпускать электромобили, отказываясь от инвестирования средств в новые модели с двигателями внутреннего сгорания. Именно поэтому акции компании Tesla бьют рекорды. За последний год они выросли более чем на 500% - в июле 2019 года они стоили около 250$, в июле текущего года почти достигли 1800$. На сегодняшний день Tesla дороже, чем Bank of America и American Express вместе взятые. Инвесторы понимают, что век ископаемого топлива подходит к концу.
Для России, однако, нефть и газ продолжают оставаться приоритетом. На этой неделе с помпой было объявлено об окончании модернизации Московского НПЗ, стоившей 350 млрд рублей. Интересно, успеют ли эти инвестиции окупиться при столь стремительном развитии электромобильности? Можно сколько угодно приводить аргументы, что Россия страна северная, что условия для альтернативной энергетики у нас плохие, что даже в Крыму банкротятся солнечные электростанции, не выдерживая конкуренции с газовой электрогенерацией — все это верно сегодня, но в государственном масштабе необходимо мыслить стратегически, чувствовать тенденции, своевременно реагировать на них и идти в авангарде научно-технологической революции.
Широко известно изречение «Покупатель всегда прав» — что на практике должно означать — потребности и желания покупателя являются определяющими для развития экономики и торговли, потому что только покупатель принимает решение и определяют спрос.
Уже сегодня этот лозунг и назревшие потребности покупателя ставит на практике, а не словах, во главу угла своей деятельности немецко-американская компания Neutrino Energy Group, которая имеет отработанную Neutrinovoltaic технологию — способ получения постоянного электрического тока под воздействием различных электромагнитных излучений, включая воздействие нейтрино. Эта технология настолько универсальна, что позволяет изготавливать генерирующие источники тока различного предназначения, имеющие компактные размеры и заранее заданные требования по выходным мощностным характеристикам.
Этим летом генеральный директор компании Хольгер Шубарт объявил о широком развертывании работ по созданию корпуса электромобиля с использованием метаматериалов, который будет способен «собирать» электроэнергию из окружающего пространства — Pi Car. Для осуществления этого проекта компания привлекла лучших мировых специалистов в области материаловедения: возглавляет работы всемирно-известный учёный в области энергетики и материалов доктор Bharat Bhanudas Kale, который имеет тридцатилетний опыт в исследованиях технологий устойчивой энергетики и наноматериалов, обладает 22 патентами, опубликовал сотни статей в международных журналах. Доктор Kale — один из основателей и директор Центра материалов для электронных технологий (C-MET) в Пуне. В 2020 году он был избран членом Королевского химического общества в Лондоне.
Кроме того, Neutrino Energy Group ведет работы по созданию специальных автомобильных электрогенерирующих устройств, которые можно установить на существующие или новые модели электромобилей. Проводимые работы позволят создать электромобиль, которому не потребуется больше централизованное электроснабжение, который будет иметь небольшую аккумуляторную батарею, подключающуюся при изменении режима движения электромобиля - обгон, начало движения или подъем в гору.
Создание Neutrinovoltaic технологии стало возможным благодаря появлению новейших наноматериалов, в частности графена, который, благодаря структуре своей кристаллической решетки, а также конструкционным особенностям многослойного наноматериала, способен генерировать постоянный электрический ток в базовом режиме, 24 часа в сутки. 360 дней в году и не зависеть от погодных условий.
Появление на рынке электромобилей с такими нейтринными источниками — это несомненно удар по нефтегазовой и всем связанным с ней отраслями. Необходимо предвидеть заранее грядущие изменения на рынках и готовиться уже сейчас, так как массовое появление электромобилей, способных собирать электроэнергию — дело ближайших 10 лет. Материалы, которые применяются в нейтринных источниках тока, имеют широкое распространение и не дороги, что делает такие электромобили привлекательными для покупателя как в аспекте цены, так и в аспекте экологичности.
Инновационные технологии, в том числе и Neutrinovolatic, смогут в ближайшее время полностью перекроить привычный экономический расклад на мировых рынках. Важно позитивно воспринимать научно–техническую революцию, а особенно в области энергогенерации, как важный шаг на благо удовлетворения потребностей всего человечества, а для политики и бизнеса — не пропустить прорыв и быть в авангарде инновационного технологического развития, что не оказаться «позади паровоза».