Бестопливные технологии придут на смену углеводородам
Существует мнение, что глобальный энергопереход лоббируют активно только западные страны как по политическим мотивам, так и в целях решения проблем глобального потепления. Но такие суждения в корне не верны, что и продемонстрировал 20-й Шанхайский автосалон, где подавляющую часть экспонатов представляли собой гибриды и электромобили. Китай взял курс и на реформирование энергетической отрасли, расширяя масштабно сектор атомной генерации, солнечную энергетику и ветрогенерацию.
Россия же рискует стать заложником дешёвых энергоресурсов, когда на этапе становления той или иной технологии энергогенерации стоимость генерируемой электроэнергии выше, чем от традиционной энергетики, связанной со сжиганием ископаемого топлива. В таких условиях совершенно логично, что новые технологии электрогенерации не внедряются, однако это зафиксирует отставание России по мере падения себестоимости производства оборудования для альтернативной электрогенерации.
По мнению аналитика ФГ «Финам» Андрея Маслова, приведённому в издании lenta.ru, «в целом при текущей добыче и потреблении в России вполне хватит рентабельных запасов нефти на ближайшие 30 лет. Если говорить об известных запасах в целом, то их хватит еще примерно на 36 лет». Для освоения существенной доли рынка в общем энергобалансе любой страны, как показала практика внедрения солнечной и ветровой электрогенераций, требуется ни один десяток лет. Поэтому у России нет времени для долгих раздумий, уже сейчас необходимо иметь разработанную стратегию по замене нефти и газа альтернативными технологиями. Недооценка значимости этих стратегических задач для будущего страны поставит под угрозу не только экономическое развитие России, но и может привести к непредсказуемым последствиям.
Все понимают, что на этапе внедрения новой технологии, разработчики и собственники производственных мощностей стараются вернуть инвестиции, использованные на проведение исследований и строительство производств. Но по мере окупаемости и увеличения объёмов выпуска себестоимость электрогенерации падает и весьма значительно. Так случилось, например, со стоимостью солнечных панелей. Масштабирование производства солнечных панелей привело к падению цен и к нерентабельности их производства в ЕС. Аналогичная ситуация возникла в России, когда Роснано потратило 14 млрд рублей на создание предприятия по производству поликристаллического кремния, используемого для производства солнечных панелей. Пока строили, объём производства в Китае достиг такого объёма, что цена поликристаллического кремния в Китае оказалась в 4 раза ниже, чем в России. Приведённый пример показывает, что срок начала промышленного производства в условиях международной конкуренции критически важных технологий играет одну из ключевых ролей в успехе бизнеса.
Разворачивающаяся в мире технологическая гонка по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области бестопливных технологий для электрогенерации и транспорта, не говоря уже о промышленном выпуске готовых изделий, обходит Россию стороной, что означает, что Россия будет покупать эту продукцию у стран, которые наладили промышленное производство ранее.
Серьёзнейшая проблема России заключается ещё и в том, что годы «перестройки» нанесли невосполнимый удар по научным кадрам. В результате вузовская наука просто «умерла», качество образования в стране за исключением единичных вузов является неудовлетворительным. В России практически полностью отсутствует инфраструктура для опытно-конструкторских работ. Об этом заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, выступая на совете по вопросам интеллектуальной собственности в Совете Федерации.
Информация о разворачивании в отдельных странах работ по созданию электрогенерации при использовании бестопливных технологий показывает вектор развития энергетики будущего. В открытой печати нет информации о проведении каких-либо научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ российскими научными учреждениями в области бестопливной электрогенерации, а солнечная энергетика и ветрогенераторы начали внедряться в России значительно позднее по сравнению с другими странами. Не хотелось бы, чтобы аналогичная ситуация повторилась с Neutrinovoltaic технологией электрогенерации.
Если Россия по тем или иным причинам отстаёт от тех или иных технологических разработок, то нужно приобретать патенты и разворачивать производство в России со 100% локализацией. Так предполагалось поступить с производством бестопливных генераторов Neutrino Power Cubes нетто-мощностью 5-10 кВт и с внедрением Neutrinovoltaic технологии для выпуска электромобилей с корпусом, который имеет точки сбора энергии от окружающих полей излучений. Работы по созданию первых опытных таких корпусов проводятся компанией Neutrino Energy Group совместно с 2 индийскими компаниями. На завершение таких работ отведено 3 года. Промышленное же производство бестопливных генераторов Neutrino Power Cubes нетто-мощностью 5-10 кВт по плану должно начаться в Швейцарии и Корее в следующем году.
Понимая всю важность и перспективность вложений в строительство завода по выпуску Neutrino Power Cubes, одна из российских компаний приобрела лицензию на право производства генераторов Neutrino Power Cubes и электромобилей со встроенной Neutrinovoltaic системой электроснабжения электромобилей. К сожалению, развернуть строительство завода в России в нынешней политической ситуации в условиях санкций и эмбарго практически невозможно, но все партнеры верны взятым на себя обязательствам и есть уверенность, что в России будут построены заводы по выпуску Neutrinovoltaic электрогенерации и по дорогам России начнут ездить электромобили, которые не будут нуждаться в зарядке от централизованной системы электроснабжения.
Автор: Румянцев Л.К.
Comments